Как проникнуть за кулисы работы мозга и понять, как именно инстинкты управляют нашими решениями и почему именно так мы воспринимаем окружающий мир?
Помните поговорку: «Если человека называть свиньей, то рано или поздно он захрюкает»?
Следующие 5 психологических эффектов — ваш пропуск в тайный мир того, как функционирует человеческий мозг.
Вы нравитесь другим больше, когда совершаете ошибки.
Те, кто никогда не ошибается, кажутся нам менее симпатичными, чем те, кто совершает промахи. Ошибки делают вас более человечными и привлекательными. А совершенство создает дистанцию и раздражающую ауру непобедимости.
Этот «эффект полного провала» проверил психолог Эллиот Аронсон.
Если человек внушает доверие или просто привлекателен, то эти качества только усилятся, если он сделает какую–нибудь ошибку. Например, поскользнётся, открыто признает неудачу или подерётся с кем–нибудь у всех на виду.
Однако для того, чтобы этот эффект возымел нужное действие, необходимо, чтобы человек внушал доверие или нравился ДО того, как он ошибётся.
Если же человек доверия не внушает, и непривлекателен, то эти его качества также усилятся в результате ошибки.
Более того, этот эффект используют некоторые "уличные маги", чтобы побыстрее вас к себе расположить — будьте бдительны.
Источник: Aronson, E., Willerman, B. and Floyd, J. (1966) The effect of a pratfall on increasing interpersonal attractiveness, Psychonomic Science, 4, 227–8
Его испытуемые слушали записи людей, участвовавших в викторине. На некоторых записях было слышно, как некоторые участники роняли чашку кофе. Результаты показали, что самыми симпатичными назвали именно тех, кто пролил кофе.
Большие ожидания создают новую реальность.
Если вы верите во что-то — однажды это случится. Это так называемый эффект Пигмалиона. Психолог Роберт Розенталь исследовал его в школе.
В начале года он показал учителям список учеников, у которых были очень высокие результаты теста на IQ. Но этот список не соответствовал действительности, Розенталь просто выбрал фамилии учеников в случайном порядке.
В конце года именно эти школьники показали заметно более высокие результаты по сравнению с остальными.
Ожидания учителей для этих детей были выше, и эти ожидания создали новую реальность. Розенталь так объяснил свое открытие: то, что один человек ожидает от другого, может стать самоисполняющимся пророчеством.
Помните поговорку: «Если человека называть свиньей, то рано или поздно он захрюкает»?
Чем больше выбор, тем меньше вероятность, что мы будем им довольны.
Знакомо ли вам раскаяние покупателя? Купишь что-нибудь, а потом начинаешь жалеть: можно было купить дешевле, или другую модель, или через 2 недели со скидкой.
Даже если наше окончательное решение совершенно верное — мы можем остаться недовольны, если у нас слишком большой выбор. Это «парадокс выбора»: когда выбор слишком велик — бывает сложно найти удовлетворение от решения.
Чем больше людей видят, что вам нужна помощь, — тем ниже вероятность, что вам помогут.
Если вы нуждаетесь в помощи — не ищите ее в толпе. Сработает «эффект свидетеля».
Его исследовали психологи Бибб Латан и Джон Дарли. Когда испытуемый думал, что он единственный свидетель — на помощь бросились 85%. Когда рядом находился еще 1 человек — помогать кидались 65%. Когда испытуемый знал, что есть еще 4 свидетеля, — на помощь приходил только 31%.
Часто свидетели аварии или преступления не пытаются помочь пострадавшему: каждый считает, что кто-то другой вызовет полицию, и т. д. А вот единственный очевидец понимает, что помочь может только он, и действует гораздо решительнее.
Ваши ошибки не так заметны, как вы думаете.
Ощущение, что на нас все время смотрят, всего лишь игра воображения. Паранойя и неуверенность в себе, которые мы чувствуем каждый раз, когда ошиблись, на самом деле не отражает реальность. Люди замечают наши промахи намного реже, чем мы думаем.
Для проверки этого «эффекта прожектора» команда психологов просила группу испытуемых целый день носить странную футболку, а потом оценить, сколько людей заметили ее. Оценки испытуемых оказались вдвое выше, чем фактическое количество. Вы находитесь в центре внимания гораздо реже, чем вы думаете.
Зная это, вы можете чувствовать себя в общественных местах намного спокойнее и быть самими собой.
Источник blog.bufferapp
Немає коментарів:
Дописати коментар