пʼятниця, 1 квітня 2016 р.

Памятка по самоменеджменту

Специалисты по самоменеджменту выделяют шесть основных его функций:
1) постановка целей;
2) планирование;
3) принятие решений;
4) реализация и организация;
5) контроль;
6) информация и коммуникация.

Основное правило самоменеджмента заключается в том, что вокруг шестой функции вращаются все остальные.

Постановка целей требует выразить в виде четких намерений наши явные и скрытые потребности, интересы или задачи, а также сориентировать свои действия и поступки на их выполнение:
- цель описывает конечный результат;
- цель - представление о будущем;
- ежедневная работа должна приближать к цели;
- постановка целей - перманентный процесс;
- предпосылка успеха заключается в точном знании того, что, когда, в каких масштабах необходимо достичь.
 
Успешно работать - значит точно и хорошо выполнять нужные задачи.
 
Принятие решений предполагает установление целеориентированных и однозначных приоритетов. Для целесообразного и эффективного выполнения задач безусловно необходимо, чтобы человек лично установил их очередность.

Установление приоритетов помогает:
  • планомерно вести дела;
  • выполнять срочную работу к установленному времени;
  • регулировать перерывы в работе;
  • проверять степень срочности;
  • определять альтернативные решения, например, с помощью
  • вспомогательных вопросов;
  • учитывать возможности делегирования ваших полномочий другим.
Вы активно регулируете свой трудовой процесс (т. е. занимаетесь самоменеджментом) значит:
  • избегаете ненужных конфликтов со своими целями;
  • избегаете конфликтов с коллегами и руководителем;
  • избегаете "переделывания" уже сделанного;
  • избегаете ненужного стресса.
Памятка по самоменеджменту
• Важную задачу редко бывает необходимо выполнить сегодня или на этой неделе, в то время как со срочной задачей хотят разделаться сразу.
• Освобождайтесь от "тирании" спешности:

Никогда не допускайте того, чтобы важные дела становились срочными!
Старайтесь срочные, но менее важные дела не выполнять лично,
а хотя бы часть их делегировать!

Для приведения в действие всех важных планов руководствуйтесь следующими принципами:
Начало дня
1. Начинать день с позитивным настроем.
2. Хорошо позавтракать и без спешки идти на работу.
3. Начинать рабочий день по возможности в одно и то же время.
4. Перепроверка плана дня.
5. Вначале - ключевые задачи.
6. Приступать без раскачки.
 
Основное время дня
7. Хорошая подготовка к работе.
8. Избегать действий, вызывающих обратную реакцию.
9. Отклонять дополнительно возникающие "неотложные" проблемы.
10. Избегать незапланированных импульсивных действий.
11. Своевременно делать паузы (соблюдать размеренный темп).
12. Небольшие однородные задачи выполнять сериями.
13. Рационально завершать начатое.
14. Использовать временные "остатки".
15. Работать, учитывая колебания общей трудовой активности в течение дня (график дневных "помех").
16. Выкраивать спокойный час.
17. Контролировать время и планы.
 
Конец дня)
18. Завершать несделанное.
19. Контроль за результатами и самоконтроль.
20. План на следующий день.
21. Домой - с хорошим настроением.
22. Каждый процесс должен иметь свою кульминацию.

Функция самоменеждмента "Организация и исполнение" предполагает объединение Вашей энергии и активности и направление их на достижение поставленных целей.
• Организация рабочего дня означает, что вы подчиняете себе свою работу и свое время и не допускаете, чтобы было наоборот.
  • В вышеследующем формуляре сведены воедино важнейшие правила и принципы распорядка дня.
  • Учитывайте в своем распорядке дня изменение вашей психологической готовности, распределяйте с учетом этого свои задачи по отдельным периодам дня.
  • Выведите личный дневной ритм, для чего путем систематических наблюдений, определите свой график продуктивности.
  • Биоритм выявляет подъемы и спады наших жизненных сил в течение продолжительного периода: он указывает на то, что в физической, психической и духовной сферах имеют место периодические колебания, но еще не проясняет, почему так происходит.
  • Биоритм указывает на тенденции, но сам по себе не является творцом событий; его можно учитывать при планировании своих задач на продолжительный период, что содействует достижению целей более рациональным путем.
  • Перепроверьте свой персональный рабочий стиль и усовершенствуйте его, для чего интегрируйте в него все новые побудительные импульсы, например, в целях избавления от мешающих привычек.
  • Постоянно имейте в виду использование нетрадиционных, лучших возможностей: всегда есть более простой путь для выполнения задачи.

Последней функцией во внешнем круге самоменеджмента является контроль, который охватывает три задачи:
  1. Осмысление физического состояния. Что достигнуто к моменту контроля?
  2. Сравнение запланированного с достигнутым. В какой степени достигнута цель? Какие есть отклонения?
  3. Корректировка по установленным отклонениям: контроль процесса и осуществления деятельности; контроль результатов.
Для подведения итогов конкретного можно применять метод "пяти пальцев", который ориентируется на начальные буквы названий пальцев.

М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, опыт я сегодня
получил?
Б (безымянный палец) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?
С (средний палец) - состояние духа: каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа?
У (указательный палец) - услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или "поспособствовал"?
Б (большой палец) - бодрость, физическая форма: каким было мое
самочувствие.

Систематические занятия самоменеджментом позволят избавиться от текучки, вороха бумаг на столе, лишних страхов и тревог, сохранить свое время и здоровье для самосовершенствования.
 
Через рефлексию своей деятельности, самоменеджмент и творчество педагог достигает профессионального совершенства.