пʼятницю, 23 жовтня 2020 р.

Как повысить инициативность учеников

 

Нередко педагоги жалуются на учеников, которые не проявляют инициативы, не стремятся к развитию или не способны к обучению.

Жаловаться на безынициативных учеников могут как педагоги, так и родители или даже администрация. Вот и приходится такому педагогу или родителю тащить все на себе. В статье предлагается несколько методов, которые позволят повысить интерес к учебе и улучшению результаты деятельности у учеников.

 

1. Давать возможность самостоятельно выбирать способы выполнения заданий.

Начать можно с того, чтобы ученик сам предложил, как можно выполнить задание. Оно не должно быть длительным по времени выполнения, очень срочным или ответственным. Лучше начать с более простого, но не типичного задания, для выполнения которого можно найти разные способы решения. Кто-то сможет дать предложения сразу, другим нужно дать время подумать. Главное, внимательно выслушать предложения, задавая вопросы и уточняя нюансы, если это необходимо.

Следует заранее четко обозначить, что отклонение какого-то варианта не означает его бесполезность. Возможно, решение пригодится в рамках другого задания или при изменении обстоятельств. Например, если сдвинутся сроки или скорректируются требования к результату. Пусть ученик поймет, что его работа проделана не зря, и будет полезна в том числе для него самого в дальнейшем.

Желательно, чтобы ученик сразу предложил несколько вариантов. Отлично, если один из этих вариантов подходит, и вы можете его одобрить. В данном случае лучше дать пояснения, почему выбран именно он.

Если, например, предложенные учеников способы подходят частично, то можно совместно скорректировать их, или задать вопросы, чтобы подтолкнуть инициатора к изменениям, которые он сможет внести в свою идею. Важно, чтобы изменения были действительно необходимы, а не вносились только потому, что лично вам такой способ привычнее и удобнее.

Иногда варианты решения не подходят, тогда можно предложить ученику еще подумать, при необходимости немного подсказать, в каком направлении искать.

Чего не стоит делать:

·                     жестко критиковать предложенные решения;

·                     не объяснять, почему идеи отклонены;

·                     сразу отметать предложенные варианты и предлагать собственный;

·                     ругать за попусту потраченное время.

Не каждый может с первого же раза серьезно включиться в процесс. Это может быть вызвано страхом, нежеланием перемен или неспособностью быстро перестроиться. Предоставьте ученику возможность спокойно обдумать предложения или дать новые. Пусть он попробует силы на нескольких заданиях.

Иногда воодушевленный нестандартным заданием ученик может преждевременно перейти от поиска способов решения к непосредственному выполнению. Важно заранее дать понять, что действовать нужно только после согласования вами конкретного варианта решения. Будет более эффективно, если уровень заданий и их значимость будут постепенно увеличиваться. Тогда ученик привыкнет самостоятельно искать и выбирать пути решения поставленных перед ним задач, а также сможет проявлять инициативу по другим вопросам. А вам можно будет перестать усиленно контролировать эту область и делегировать ему самостоятельный выбор способов решения заданий.


2.  Внедрять изменения в рамках всего учебного процесса и предоставлять полномочия сообразно с ответственностью

Часто отсутствие инициативы заблокировано педагогом или родителями, которые максимально придерживают полномочия. Такой жесткий контроль мешает ученикам оторваться от текущих дел и задуматься над серьезными изменениями. Они настолько сосредоточены над решением повседневных задач и лишены свободы действий в принятии решений, что проявлять инициативу у них нет ни сил, ни желания, ни необходимости.

Именно ответственность и соответствующие полномочия способны отлично мотивировать к изменениям и развитию. К сожалению, этого не всегда и не для всех достаточно, поэтому при необходимости нужно напрямую сообщить, что вы ожидаете предложений и инициатив. Нелишними будут и несколько напоминаний для преодоления инертности, робости или загруженности другими делами. Только важно не слишком давить, приветствовать любые дельные идеи, даже небольшие, и помогать с их внедрением и реализацией.

 

3.  Мотивировать к предоставлению идей

Создать эффективную систему работы с идеями и инициативами. В практике были как успешные примеры работы «банков идей, так и не очень». Например, если хорошая идея поступает педагогу, который не заинтересован в развитии или предложение потребует использования значительных ресурсов, то оно может быть отклонено. В таком случае инициатор теряет интерес или испытывает разочарование. Или ответ не поступает оперативно, содержит необоснованный отказ, или инициатор не знает о результатах по своему предложению и его реализации. Также неэффективно, если система дает сбои, идеи теряются или откладываются на неопределенный срок.

Поэтому в идеале система должна опираться на мнения нескольких человек, содержать прописанные и понятные правила работы с предложениями, в том числе поощрения инициаторов. А также использовать как минимум двухступенчатую систему оценки, когда ранее отклоненные, но заслуживающие внимания идеи рассматриваются повторно. Конечно, в идеале мотивация идеи должна быть частью общей системы мотивации, но несколько правил помогут стимулировать учеников именно к проявлению инициативы.

Правила мотивации для стимулирования предложений учеников:

  • Разрешать и приветствовать идеи не только в рамках своей зоны ответственности.Давать возможность повторно предложить идею, если она была отклонена ранее. Но при условии более детального обоснования, предоставления новых аргументов и пояснений. Внедрять одобренные идеи. Обязательно назначать сроки реализации и ответственного за каждую идею. Поручать внедрение идеи инициатору при наличии такой возможности и его заинтересованности. Как правило, большинству инициаторов интересно реализовывать собственные идеи, это выступает для них дополнительным стимулом и повышает интерес к обучению.  
  • Публично признавать и подчеркивать авторство идеи (если инициатор не возражает). 
  • Использовать разные поощрения за генерацию и реализацию идей. Это могут быть различные виды нематериальной мотивации.
  • Периодически напоминать ученикам о существовании мотивации за идеи. Сообщать о конкретных направлениях и проблемах, для которых требуются инициативы и нестандартные решения; вести открытую статистику по рассмотренным, принятым и реализованным идеям; размещать информацию по реализованным идеям на портале, в корпоративных изданиях и других источниках.

 

4.                 Предоставлять понятные возможности для саморазвития

Под ростом можно понимать основное направлений: профессиональное. Если ученик понимает, что существуют реальные возможности для роста и он может прийти к педагогу со своими предложениями и вопросами, то вероятность проявления им инициативы значительно повышается. Для этого нужно закладывать основы: планировать градации бонусов, изменения полномочий. Зачастую это совсем не так сложно, как может показаться. Важно доносить до учеников понимание, что инициативы приветствуются: через примеры и истории успеха, личные беседы о возможностях развития и составления индивидуальных планов, обсуждение и снятие опасений в случаях неудачных попыток.


5.                 Внедрить регулярное обучение, в которое обязательно вовлекать учеников, не только как участников, но и как спикеров.

Желательно, чтобы у учеников была возможность выбирать интересные им курсы, не только в рамках профессиональных компетенциях, но и соответствующие личным интересам и способствующие расширению кругозора. Вот примеры нескольких востребованных тем: тайм-менеджмент, проведение презентации, публичные выступления, переговоры, работа в команде, управление проектами. Ученики, которые заинтересованные в карьерном росте, проявляют интерес к обучению в области мотивации персонала и самомотивации, повышению эффективности, достижению баланса между рабочей и личной жизнью, поиска нестандартных решений и развития творческого мышления.

В идеале, у персонала также должна быть возможность выбирать время и периодичность посещения занятий, если они проводятся в очном формате, а также уровень участника. Не все ученики способны генерировать идеи, поэтому не стоит требовать инициативности от каждого. Есть зоны ответственности, где творческий подход не обязателен или даже вреден. Поэтому исполнительность и стабильность таких учеников важнее инициативности.

А педагогу или родителям следует осознать, что деятельность по повышению инициативности учеников потребует от них дополнительных усилий, особенно на первых этапах. Ведь для поддержания инициативы придется больше общаться с учениками, принимать на рассмотрение большое количество предложений разной степени адекватности, корректно отказывать и помогать в доведении идей до ума. Но при готовности уделить время и проявить терпение такая работа обязательно окупится повышением деловой активности, ростом инициативности учеников и развитием учебного заведения.

Немає коментарів:

Дописати коментар